English

Сегодня 22 марта 2019 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Вопрос 1: Необходимо ли в графе 3 таблицы раздела II Заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов указывать какие либо иные сведения, чем сведения (в соответствии с документом, удостоверяющим личность) о дате и месте рождения физических лиц государств-членов Евразийского экономического союза, являющихся акционерами заявителя, имеющими 10 и более процентов акций заявителя, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами?

Ответ: В соответствии с абзацем вторым пункта 9 Порядка заполнения формы заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 128, заявителем, являющимся юридическим лицом Российской Федерации, в графе 3 таблицы раздела II Заявления дополнительно указывается адрес регистрации по месту жительства и (или) места пребывания физических лиц государств-членов Евразийского экономического союза, являющихся акционерами заявителя, имеющими 10 и более процентов акций заявителя, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами согласно документам, удостоверяющим личность.

Таким образом, юридическое лицо Российской Федерации обязано дополнительно указывать в графе 3 таблицы раздела II Заявления сведения о адресе регистрации по месту жительства и (или) места пребывания соответствующих лиц согласно документам, удостоверяющим личность.

 

Вопрос 2: За какой период необходимо указывать значения, подтверждающие соблюдение условий включения в реестр, в пункте 1 раздела I Заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов?

Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 433 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза  (далее – ТК ЕАЭС) условием включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа является осуществление этим юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения, таможенного склада не менее 3 лет либо осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Согласно пункта 1 статьи 4 ТК ЕАЭС срок может определяться указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.

В силу положений пункта 4 статьи 4 ТК ЕАЭС срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Таким образом, в пункте 1 раздела I Заявления должны быть указаны значения только за три  года (для таможенного перевозчика за два года), предшествующих дате регистрации таможенным органом Заявления.

 

Вопрос 3: Каким требованиям должна отвечать система учета товаров уполномоченного экономического оператора и каким образом необходимо организовать представление удаленного доступа должностных лиц таможенных органов к данной системе?

Ответ: В соответствии с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и в связи со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) направляем информацию относительно деятельности уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) в части таможенного контроля после выпуска товаров, а именно при проведении выездной таможенной проверки по вопросу включения юридических лиц в реестр УЭО (далее – реестр) с выдачей свидетельств первого, второго, третьего типов.

Главой 61 ТК ЕАЭС установлено, что право на включение в реестр имеют юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, владельца склада временного хранения, таможенного склада, таможенного перевозчика (далее – юридические лица).

Условия включения в реестр установлены статьей 433 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС установлена необходимость наличия у юридического лица системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств – членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям. Из данного условия следует, что в наличии у юридического лица должна быть система учета, в которой отражаются операции по учету фактов хозяйственной жизни в отношении товаров.

Типовые требования к системе учета могут быть определены Евразийской экономической комиссией, но в настоящее время установлены частью 8 статьи 383 Федерального закона. А именно:

1)  осуществление раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС;

2)  обеспечение для должностных лиц таможенных органов возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров;

3)  обеспечение информационной системы юридического лица средствами защиты содержащейся в ней информации для предотвращения несанкционированного доступа, возможности незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней, и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Кроме того, статьей 245 Федерального закона установлены требования к учету товаров для проведения таможенного контроля. Требования к учету товаров для проведения таможенного контроля для юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую и иную деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, или деятельность с товарами, перемещаемыми через таможенную границу, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, с учетом положений, установленных статьей 245 Федерального закона.

Проверка указанных требований у проверяемых лиц осуществляется путем изучения представленных документов и сведений, в том числе:

1)  учетной политики, утвержденной руководителем УЭО, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) и приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008);

2)  утвержденных (пункт 4 ПБУ 1/2008) учетной политикой:

-     рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

-     форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-     правил документооборота и технология обработки учетной информации;

-     порядка контроля за хозяйственными операциями;

-     других решений, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В случае необходимости (например, для таможенных представителей, владельцев складов временного хранения) при ведении бухгалтерского учета, в том числе автоматизированного с применением определенных программных средств, сведения о которых указываются в учетной политике, могут быть сформированы дополнительные регистры, не применяемые в учетной политикой как основные, но представляющие для организации учета данные (самостоятельный вид деятельности, подлежащий отдельному учету, в учетной политике лица). При наличии всех обязательных реквизитов, установленных статьей 10 Федерального закона № 402-ФЗ, данные регистры являются регистрами бухгалтерского учета, подтверждающие ведение раздельного учета операций с иностранными товарами и товарами ЕАЭС. Такие регистры также должны быть утверждены учетной политикой.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, могут отражать необходимые данные, позволяющие сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, например, в актах приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг (в акте указывается номер декларации на товары, наименование товара, код товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, вес нетто, стоимость и т. п.) и на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Владельцы склада временного хранения – в отчете о принятии товаров на хранение или приходный ордер с отметкой «на ответственное хранение», или акт о приеме-передаче материальных ценностей на хранение и, например, на забалансовых счетах при отсутствии перехода права собственности.

Данные документы являются неотъемлемой частью системы учета товаров, схема отражения операций по учету расписывается в учетной политике.

Обеспечение информационной безопасности, в рамках которой проверяются требования, предъявляемые к техническим средствам и средствам защиты информации (установлены приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»):

1)  наличие установленных на средствах вычислительной техники информационной системы электронного предоставления сведений (далее – ИС ЭПС) лицензионных средств антивирусной защиты информации, сертифицированные ФСТЭК России и ФСБ России по требованиям безопасности информации;

2)  наличие сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, совместимые с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов для обеспечения целостности и юридической значимости передаваемой информации в процессе информационного взаимодействия;

3)  обеспечение разграничения и контроля доступа должностных лиц Заявителя к ресурсам информационной системы электронного предоставления сведений с использованием сертифицированных средств защиты информации (должна быть аттестована по требованиям безопасности информации).

Также информационная система проверяемого лица проверяется на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Проверка системы учета товаров с применением удаленного доступа зависит от предполагаемых организацией использования возможных способов взаимодействия с таможенным органом. Порядок указанного взаимодействия, включая регламент информационного обмена между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами, а также состав и форматы данных, устанавливаются соглашением о взаимодействии, заключаемым между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 386 Федерального закона.

В настоящее время проектом приказа Минфина России «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов, принятии решений о приостановлении (возобновлении) действия свидетельства уполномоченного экономического оператора, а также исключении юридического лица из указанного реестра» предусмотрен ряд способов предоставления удаленного доступа. В их числе:

1)  через WEB-браузер по адресу http://________________;

2)  с применением программы удаленного доступа по адресу/ID__________;

3)  с применением АПС «Личный кабинет»;

4)  с применением АПС «Электронное представление сведений»;

иным способом, например, через информационного оператора (статья 283 Федерального закона).

 

Вопрос 4: Каким образом будет организованно заключение соглашения о взаимодействии между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 443 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в целях организации взаимодействия между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором заключается соглашение (меморандум или иной документ), если это установлено законодательством государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании.

Согласно статьи 386 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) типовая форма соглашения о взаимодействии, заключаемом между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Проект приказа Минфина России, которым будет определена типовая форма соглашения о взаимодействии между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, в настоящий момент проходит стадию согласования.

Статья 443 ТК ЕАЭС и статья 386 Закона о таможенном регулировании не содержат положений о сроке, в течении которого необходимо заключить  соглашение о взаимодействии между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором.

Таким образом, заключение соглашения о взаимодействии между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором до утверждения типовой формы данного соглашения считаем нецелесообразным.

 

Вопрос 5: Необходимо ли уполномоченным экономическим операторам, которым указанный статус присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, заключать новые соглашения о взаимодействии в соответствии со статьей 386 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 465 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) юридические лица, которым статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и принятым в соответствии с ним законодательством государств-членов, сохраняют статус уполномоченного экономического оператора в течение 2 лет со дня вступления ТК ЕАЭС в силу, т.е. до 31.12.2019 года.

В течение указанного срока внесение изменений в свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановление действия и отзыв таких свидетельств, а также ведение реестра уполномоченных экономических операторов осуществляются в соответствии с законодательством государств-членов, действующим на момент вступления ТК ЕАЭС в силу.

Согласно части 8 статьи 86 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы, осуществляющие таможенные операции, взаимодействуют с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений. Порядок указанного взаимодействия устанавливаются в соглашении, заключаемом между соответствующим таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором. Типовая форма указанного соглашения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Указанная типовая форма была утверждена приказом ФТС России от 20.09.2011 года № 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором».

В силу положений частей 2 и 3 статьи 397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 8 статьи 86 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применяются в отношении юридических лиц, которым статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле и действует до 31 декабря 2019 года.

Таким образом, уполномоченные экономические операторы, которым указанный статус присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, взаимодействуют с таможенными органами на основании соглашений заключенных ранее, в соответствии с приказом ФТС России от 20.09.2011 года № 1914.

Заключение соглашений о взаимодействии в соответствии со статьей 386 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченным экономическим операторам, которым указанный статус присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, будет необходимо в случае, присвоения им статуса уполномоченного экономического оператора в соответствии с положениями ТК ЕАЭС и Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Вопрос 6: Может ли юридическое лицо, которому статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с ТК ЕАЭС, пользоваться специальными упрощениями без заключения соглашения о взаимодействии, предусмотренного статьей 386 Федерального закона от 03.08.2018    № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответ: В силу положений подпункта 7 пункта 1, подпункта 1 пункта 3, подпункта 2 пункта 5 статьи 433 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) одним из условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов является наличие системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям.

В соответствии с частью 9 статьи 383 Федерального закона от 03.08.2018    № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) порядок доступа таможенных органов к системе учета товаров юридического лица определяется в соглашении, указанном в статье 386 Закона о таможенном регулировании, заключаемом между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом, в котором планируется применение специальных упрощений.

Согласно статье 386 Закона о таможенном регулировании типовая форма указанного соглашения определяется Минфином России.

Таким образом, соглашение о взаимодействии, заключаемое между уполномоченным таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, необходимо для соблюдения условия включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.

На основании вышеизложенного, юридическим лицам, которым статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с ТК ЕАЭС, необходимо будет заключить соглашение о взаимодействии с таможенным органом, в котором планируется применение специальных упрощений, после утверждения типовой формы указанного соглашения Минфином России.

Однако, отсутствие в настоящее время утвержденной Минфином России типовой формы соглашения о взаимодействии не препятствует в реализации уполномоченными экономическими операторами специальных упрощений, предусмотренных статьей 437 ТК ЕАЭС.

© 2004—2019 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.