English

Сегодня 18 февраля 2018 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Таможенное декларирование и операции, связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением сведений, заявленных в таможенной декларации. Выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров (ст. 104-126 ТК ЕАЭС)

№ п/п

Вопрос 

Ответ 

  1. 1.

Пункт 5 статьи 104 главы 17 ТК ЕАЭС звучит так: «Вне зависимости от положения пункта 4 настоящей статьи таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов». То есть, правильно ли я понимаю, что если в таможне, в Региональном таможенном управлении или в ЦИТТУ сломался сервер или канал передачи данных и об этом имеется сообщение о внештатной ситуации, то декларант вправе подать надлежащим образом заполненную декларацию на товары в бумажном виде с приложением ее электронной копии и документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ?

В соответствии с пунктом 9 статьи 111 ТК ЕАЭС в случае неисправности используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии, таможенный орган при отсутствии оснований для отказа в регистрации, за исключением основания, указанного в подпункте 5 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС в отношении соответствия структуры и формата электронного вида таможенной декларации на бумажном носителе установленным структуре и формату, осуществляет регистрацию поданной таможенной декларации на бумажном носителе без использования информационных систем.

Особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации либо отказом в такой регистрации при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами, устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации либо отказом в такой регистрации при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами, будет реализован после издания федерального закона «О таможенном регулировании».

  1. 2.

Обязан ли декларант представлять таможенному органу одновременно с подачей транзитной декларации документы, на основании которых составлена такая декларация, или эти документы предоставляются по запросу таможенного органа?

В соответствии с пунктом 7 статьи 109 ТК ЕАЭС подача ДТ не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ.

Законодательством государств-членов может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Кодекса, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.

  1. 3.

Хотелось бы получить разъяснения по одному из пунктов нового ТК ЕАЭС, а именно - отсутствие необходимости представлять при подаче декларации на товары сведения, на основании которых она составлена. Хотелось бы узнать что именно означает данная формулировка? В статье 108 ТК ЕАЭС перечислен тот же перечень документов для указания в декларации на товары, что и в действующем таможенном кодексе. В видеозаписи одного из семинаров, посвященных новому Таможенному Кодексу, один из представителей таможни говорил следующее:

«Участников ВЭД избавят от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.

ТК ЕАЭС распространит систему управления рисков (СУР) на все прогрессивные нормы: отказ от предоставления документов, авторегистрация и автовыпуск, направление на доп. контроль и т.д.

Теперь необходимо представлять только декларацию в электронном виде, заполненную в информационной системе таможенных органов».

Что подразумевает под собой опубликованная в СМИ и широко тиражируемая фраза таможенных органов об отсутствии необходимости представлять при подаче декларации на товары сведения, на основании которых она составлена. Каков механизм этого? При подаче декларации в 44-ой графе теперь не нужно указывать документы? Или имеется в виду что-то другое?

В соответствии с пунктом 7 статьи 109 ТК ЕАЭС подача ДТ не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым указанного пункта.

Подача ДТ на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего ДТ, если иное не установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Законодательством государств-членов может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи ДТ или после подачи ДТ до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.

При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 109 документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, могут не представляться таможенному органу, если такие документы ранее были представлены такому таможенному органу при совершении таможенных операций или по запросу этого таможенного органа при проведении таможенного контроля и хранятся в этом таможенном органе в соответствии со статьей 320 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи  106 ТК ЕАЭС в декларации на товары, помимо прочего, подлежат указанию сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

Таким образом, информация о документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, указывается в графе 44 ДТ.

 

  1. 4.

Правильно ли я понимаю положения пункта 7 статьи 109 - при подаче ДТ в электронном виде, я не обязан подавать с ней формализованные документы на основании которых заполнена ДТ, т.е. нет необходимости указывать номер ID электронного архива в котором находятся вышеуказанные документы в графе 44? И как положения этого пункта соотносятся с положениями пункта 10 этой же статьи? В котором указано что «Документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, могут не представляться таможенному органу, если такие документы ранее были представлены такому таможенному органу при совершении таможенных операций или по запросу этого таможенного органа при проведении таможенного контроля и хранятся в этом таможенном органе».

Тогда возникает вопрос - а если это документ например новый внешнеэкономический контракт, который ни разу не предоставлялся в таможенный орган. Нужно ли его формализовывать и делать ссылку на ID электронного архива в графе 44 или в соответствии с пунктом 7 этой статьи - не нужно?

В соответствии с пунктом 7 статьи 109 ТК ЕАЭС подача ДТ не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ.

Пунктом 1 статьи  325.ТК ЕАЭС установлено, что если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

 

  1. 5.

Возможно ли в случае поступления мотивированного обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в пп. 1 - 3 пункта 1 статьи 114 ТК ЕАЭС, при применении им предварительного таможенного декларирования принятие таможенным органом решения о разрешении внесения таких изменений при условии, что к моменту поступления вышеуказанного обращения таможенным органом (в рамках требований ст. 325 ТК ЕАЭС) у декларанта запрошены документы и (или) сведения?

При подаче предварительной декларации на товары, в ней указываются сведения необходимые для принятия решения о выпуске товаров.

Таким образом, в случае запроса документов в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС на этапе регистрации предварительной таможенной декларации декларант может внести изменения  (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, если такие изменения (дополнения) которые не влияют на решение о выпуске товаров.

 

  1. 6.

Пунктом 3 статьи 119 ТК ЕАЭС определено, что выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 данной статьи ТК ЕАЭС, если в течение времени, указанного в пункте 1 указанной статьи ТК ЕАЭС, наступило одно из следующих обстоятельств, в том числе: таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Будет ли запрос документов, размещенных заблаговременно в архиве таможенного органа являться основанием для продления сроков выпуска товаров?

Размещение электронных документов в электронном архиве документов декларанта в соответствии со статьей 109 ТК ЕАЭС будет считаться указание идентификатора вида документа при размещении в электронном архиве декларанта в соответствии с Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2013 № 254 «О структурах и форматах электронных копий таможенных документов».

Таким образом, запрос у декларанта документов, имеющих идентификатор вида документа при размещении в электронном архиве декларанта, не будет являться основанием для основанием для продления сроков выпуска товаров.

 

  1. 7.

Согласно п. 2 статьи 111 – таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа.

В случае если поданная в электронном виде декларация на товары в автоматическом режиме направляется в дубль программным средством АИС «АИСТ-М» (т.е. по средством формализованного сообщения специальным программным средством в автоматическом режиме направляется уведомление о том, что возможно декларация на товары подана таможенному органу повторно), будет ли включено время нахождения в дубле в срок регистрации или отказа в регистрации?

ТК ЕАЭС не регламентируются вопросы организации информационного взаимодействия таможенного органа и участника внешнеэкономической деятельности при использовании соответствующих программных средств. Как и в Таможенном кодексе Таможенного союза в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза предусмотрено, что сроки регистрации таможенной декларации исчисляются с момента ее подачи.

  1. 8.

Если неверно указан курс валюты, имеет ли право таможенный орган отказывать в регистрации? Если да, то на основании какого подпункта ст. 111?

Основания отказа в регистрации таможенной декларации установлены пунктом 5 статьи 111 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (далее – ДТ), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, графа 23 заполняется, если для определения таможенной стоимости и (или) исчисления таможенных платежей декларируемых товаров требуется произвести пересчет иностранной валюты. В графе указывается курс иностранной валюты, код которой указан в графе 22 ДТ, к валюте государства - члена ЕАЭС, таможенному органу которого подается ДТ, установленный центральным (национальным) банком этого государства на день регистрации ДТ.

С учетом изложенного, в случае неверного указания курса иностранной валюты в графе 23 ДТ таможенный орган обязан принять решение об отказе в регистрации ДТ.

  1. 9.

Какие документы обязан предоставить участник ВЭД подтверждающие полномочия лица? Необходимо ли предоставлять трудовой договор и приказ?

Пунктом 7 статьи 109 ТК ЕАЭС установлено, что подача ДТ не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта. Указанным абзацем предусмотрено, что подача ДТ на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего ДТ, если иное не установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

  1. 10.

Прошу сообщить, разрешается ли Таможенным кодексом ЕАЭС предварительное декларирование в "внутренний" таможенный орган (центр электронного декларирования) товаров, ввозимых морским транспортом, после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС и после их помещения под процедуру таможенного транзита, но до момента завершения процедуры таможенного транзита в месте доставки товаров?

Пунктом 7 статьи 104 ТК ЕАЭС определено, что предварительное декларирование – это подача таможенной декларации в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию или до доставки товаров в место доставки, определенное таможенным органом отправления, в случаях, если такие товары перевозятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Каких-либо ограничений в возможности подачи предварительной декларации в зависимости от вида транспорта при прибытии товаров на таможенную территорию Союза ТК ЕАЭС не содержит.

Таким образом, при ввозе товаров любым, в том числе водным (морским) видом транспорта, и дальнейшем перемещении товаров в регион деятельности внутреннего таможенного органа по таможенной процедуре таможенного транзита, предварительная декларация может быть подана до момента прибытия товара в место доставки товара, определенное в транзитной декларации таможенным органом отправления.

  1. 11.

В праздничные дни планируется отгрузка товаров на экспорт. При этом отсутствуют сведения о номерах транспортных документов (квитанций об отгрузке, ж/д накладных). В соответствии с положениями действующего Таможенного кодекса предусмотрена возможность подачи неполной ДТ без указания в 44 графе номеров указанных документов под обязательство. В соответствии с положениями нового кодекса указание данных сведений в 44 графе обязательно. Прошу разъяснить порядок оформления неполной ДТ, оформления обязательства в данном конкретном случае. Возможна-ли подача ДТ без указания в 44 графе сведений об указанных документах.

Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, определены статьей 106 ТК ЕАЭС. В частности, подпунктом 9 пункта 1 указанной статьи определена необходимость обязательного указания сведений о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, транспортные (перевозочные) документы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных настоящим Кодексом, однако в настоящее время такие нормы национального законодательства отсутствуют.

Пунктом 2 статьи 115 ТК ЕАЭС определен перечень сведений, которые могут не указываться в декларации на товары при неполном таможенном декларировании. В указанный перечень входят, в том числе, сведения о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых сведений.

Сведения о транспортных (перевозочных) документах в перечень исключений не входят, однако исходя из смысла положений статей 106 и 108 ТК ЕАЭС - транспортные (перевозочные) документы являются документами, подтверждающими сведения о транспортных средствах, в связи с чем сведения о них в декларации на товары могут не указываться.

  1. 12.

Возможно ли отозвать после выпуска ДТ, выпущенную в соответствии с таможенной процедурой 4078115, 4078116?

Под таможенную процедура выпуска для внутреннего потребления (4078115 и 4078116) помещаются товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, если такие товары не вывозятся за пределы таможенной территории ЕАЭС (подпункт 1 пункта 6 статьи 207 ТК ЕАЭС).

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 201 ТК ЕАЭС товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не вывозимые за пределы таможенной территории ЕАЭС, приобретают статус иностранных товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 ТК ЕАЭС зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана декларантом до выпуска товаров таможенным органом.

Соответственно, декларация на товары, в соответствии с которой товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (4078115 или 4078116), не может быть отозвана после выпуска товаров таможенным органом.

  1. 13.

Статья 108 ТК ЕАЭС
определяет перечень документов, подтверждающих сведения, заявляемые в таможенной декларации. Вместе с тем, данная статья не содержит нормы об обязательном предоставлении указанных документов при подаче ДТ в электронном виде, как это было предусмотрено статьей
183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить следующие  вопросы:

1. В связи с введением в действие Таможенного Кодекса ЕАЭС возникает ли у декларанта

обязанность по предоставлению таможенному органу документов в формализованном виде при подаче декларации на товары в электронном виде.

(имеются ввиду следующие документы: контракт, спецификации, счета и др.) Если такая обязанность не возникает, как это предусмотрено п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС,

тогда есть ли необходимость и обязательство направлять указанные документы в формализованном виде в электронный архив ФТС РФ?

2. Есть ли необходимость при заявлении таможенной процедуры экспорта  предоставлять в таможенный орган товаротранспортные документы (ж.д. накладные при перевозке ж.д. транспортом и автомобильные накладные при перевозке автомобильным транспортом) для проставления отметок «выпуск разрешен» с целью их последующей передачи ж.д. станции и пограничному таможенному органу, осуществляющему контроль за фактическим вывозом заявленного в ДТ товара ?

Согласно положениям пункта 7 статьи 109 ТК ЕАЭС подача декларации
на товары (далее – ДТ) не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.

Законодательством государств-членов ЕАЭС может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи ДТ или после подачи ДТ до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии
с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.

Вместе с тем, в соответствии с положением пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации,
за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов
о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Согласно положениям статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе
в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

В случае если запрошенные документы декларантом не представлены, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений
с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения,
а также иных обстоятельств.

В соответствии с положением пункта 10 статьи 109 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, могут не представляться таможенному органу, если такие документы ранее были представлены такому таможенному органу при совершении таможенных операций или по запросу этого таможенного органа при проведении таможенного контроля и хранятся в этом таможенном органе в соответствии со статьей 320 ТК ЕАЭС.

Согласно положению статьи 93 ТК ЕАЭС порядок подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС определяется Евразийской экономической комиссией.

Дополнительно сообщаем, что в рамках работы «горячей линии» рассмотрение вопросов, связанных с разъяснением положений законодательства государств-членов ЕАЭС не осуществляется.

  1. 14.

Объясните пункт 2 статьи 124 ТК ЕАЭС По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, этот срок продлевается таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней в случае, если правообладатель или лицо, представляющее его интересы или интересы нескольких правообладателей, обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств-членов, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов.

Взаимосвязан ли срок приостановления выпуска, указанный в статье 124 (10 рабочих дней), со сроком, указанным в пункте 6 статьи 119 Таможенного кодекса (при продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом)? Либо возможно продление срока выпуска сначала на 10 рабочих дней по статье 119, а затем еще на 10 рабочих дней по статье 124?

Сроки выпуска товаров определены статьей 119 ТК ЕАЭС. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрена возможность продления срока выпуска товаров на определенное время. При этом в пункте 11 статьи 119 ТК ЕАЭС указано, что срок выпуска товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей 124 ТК ЕАЭС.

Таким образом, срок выпуска товаров может быть продлен и может быть приостановлен.

На основании статьи 124 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров, содержащих признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, приостанавливается таможенным органом на 10 рабочих дней с момента обнаружения таких признаков. По запросу правообладателя или его представителя этот срок продлевается таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней.

Таким образом, максимальный срок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, составляет 20 рабочих дней.

Учитывая изложенное, срок выпуска товаров может быть сначала продлен на 10 рабочих дней в соответствии со статьей 119 ТК ЕАЭС, а затем, в случае обнаружения таможенным органом признаков нарушения прав правообладателя, может быть приостановлен на 10 рабочих дней с возможностью продления еще на 10 рабочих дней в соответствии со статьей 124 ТК ЕАЭС.

 

  1. 15.

В соответствии с пунктом 7 статьи 124 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенные процедуры, без заявления правообладателя в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Вопрос: на какой срок регламентируется приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности? Ранее в соответствии со статьей. 308 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ, срок составлял семь рабочих дней.

Согласно пункту 7 статьи 124 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена ЕАЭС, без заявления правообладателя в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

В соответствии со статьей 308 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ

«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, приостанавливается таможенным органом на 7 рабочих дней.

По запросу правообладателя или его представителя этот срок продлевается таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней.

  1. 16.

Возможно ли повторное приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов или национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности?

Ранее пунктом 5 ст. 308 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ предусматривалось, что меры по приостановлению выпуска не применяются в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, по которым ранее уже приостанавливался выпуск.

В соответствии с пунктом 5 статьи 308 Закона № 311-ФЗ меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, таможенным органом не применяются, если ранее уже принимались другим таможенным органом Российской Федерации. Таким образом, при установлении таможенными органами Российской Федерации фактов перемещения товаров, маркированных товарным знаком, по которому уже принималось решение о приостановлении выпуска товаров, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска таких товаров, иными таможенными органами Российской Федерации применяться не могут.

  1. 17.

Прошу разъяснить порядок заполнения 44 графы электронной копии декларации на товары в части предоставления сведений о разрешительных документах (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии техническому регламенту) при помещении косметической продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Отдельно прошу отметить изменения в указанном порядке заполнения графы, возникшие в связи с вступлением в силу положений нового таможенного кодекса. 2. Существует-ли возможность ввоза продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, "для ознакомления с ней", в единичных экземплярах, без предоставления документов, подтверждающих соответствие. Прошу разъяснить порядок ввоза такой продукции.

1. В соответствии с пунктом 7 статьи 109 ТК ЕАЭС подача электронной декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары. При этом, согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС «документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации…». В соответствии с пунктом 7 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта, находящемся в ЕАИС таможенных органов (далее - ЭАДД), до подачи ЭДТ в таможенный орган

декларирования. В дальнейшем декларант представляет в таможенный орган декларирования сведения в виде перечня о размещенном в ЭАДД документе (идентификационный номер - ИН документа) с указанием его реквизитов (номер, дата).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее удобным для декларанта способом представления документов, подтверждающих заявленные в ДТ сведения, является размещение документов, в том числе разрешительных, в ЭАДД до подачи электронной декларации. При этом, при подаче ЭДТ без подтверждающих заявленные сведения документов, в графе 44 ЭДТ указываются реквизиты документов и их идентификационные номера в ЭАДД, а также признак представления документов при таможенном декларировании – «0» (не представлен).

2. В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, представление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется в случае ввоза товаров в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

Таким образом, количество, назначение ввозимой в единичных экземплярах продукции, подлежащей оценке соответствия, исключительно для нужд декларанта, а также цель ввоза должны быть предусмотрены одним внешнеторговым договором.

  1. 18.

В соответствии с ТК ЕАЭС процедура декларирования товаров ввозимых в разобранном и несобранном виде будет упрощена? Соответственно компоненты будут декларироваться не по заявлению на условный выпуск, как было ранее, а с применением обычного декларирования с уплатой таможенных платежей в каждой декларации на товары в отношении компонентов на товары? (п. 7 ст. 117 ТК ЕАЭС)

В соответствии с п.1 статьи 117 ТК ЕАЭС товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемый через таможенную границу Союза в течение установленного периода, может декларироваться путем подачи нескольких деклараций на товары в отношении компонентов такого товара с указанием кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, соответствующего коду товара в комплектном или завершенном виде. Таким образом, при таможенном декларировании компонентов товара применяются меры таможенно-тарифного регулирования, ставки вывозных таможенных пошлин, налогов, льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов, запреты и ограничения действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении компонентов товара.

  1. 19.

Допускается ли декларирование в электронной форме товаров ЕАЭС, вывозимых с территории Калининградской области на остальную территорию ЕАЭС в соответствии с процедурой таможенного транзита?

Пунктом 3 статьи 104 ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 104 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается таможенное декларирование в письменной форме.

  1. 20.

Статья 108 ТК ЕАЭС
определяет перечень документов, подтверждающих сведения, заявляемые в таможенной декларации. Вместе с тем, данная статья не содержит нормы об обязательном предоставлении указанных документов при подаче ДТ в электронном виде, как это было предусмотрено статьей
183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Учитывая изложенное, прошу Вас разъяснить следующие  вопросы:

1. В связи с введением в действие Таможенного Кодекса ЕАЭС возникает ли у декларанта

обязанность по предоставлению таможенному органу документов в формализованном виде при подаче декларации на товары в электронном виде.

(имеются ввиду следующие документы: контракт, спецификации, счета и др.) Если такая обязанность не возникает, как это предусмотрено п. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС,

тогда есть ли необходимость и обязательство направлять указанные документы в формализованном виде в электронный архив ФТС РФ?

2. Есть ли необходимость при заявлении таможенной процедуры экспорта  предоставлять в таможенный орган товаротранспортные документы (ж.д. накладные при перевозке ж.д. транспортом и автомобильные накладные при перевозке автомобильным транспортом) для проставления отметок «выпуск разрешен» с целью их последующей передачи ж.д. станции и пограничному таможенному органу, осуществляющему контроль за фактическим вывозом заявленного в ДТ товара ?

Согласно положениям пункта 7 статьи 109 ТК ЕАЭС подача декларации
на товары (далее – ДТ) не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.

Законодательством государств-членов ЕАЭС может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи ДТ или после подачи ДТ до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии
с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.

Вместе с тем, в соответствии с положением пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации,
за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов
о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Согласно положениям статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе
в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

В случае если запрошенные документы декларантом не представлены, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений
с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения,
а также иных обстоятельств.

В соответствии с положением пункта 10 статьи 109 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, могут не представляться таможенному органу, если такие документы ранее были представлены такому таможенному органу при совершении таможенных операций или по запросу этого таможенного органа при проведении таможенного контроля и хранятся в этом таможенном органе в соответствии со статьей 320 ТК ЕАЭС.

Согласно положению статьи 93 ТК ЕАЭС порядок подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС определяется Евразийской экономической комиссией.

Дополнительно сообщаем, что в рамках работы «горячей линии» рассмотрение вопросов, связанных с разъяснением положений законодательства государств-членов ЕАЭС не осуществляется.

  1. 21.

Прошу прояснить, на основании: статьи 120. «Особенности совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары» ТК ЕАЭС, вступающего в силу с 01.01.2018, пункта 18 При совершении таможенных операций и выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

 

Возможно ли в одной декларации объединять несколько товарных партий, по которым заявления о выпуске до подачи ДТ, регистрировались в разные дни?

Правильно ли в данном случае использовать курс на дату подачи ДТ?

Возможно ли при подаче итоговых деклараций в январе 2018 года по обязательствам декабря 2017 года использовать курс на дату подачи декларации и объединять в одной ДТ обязательства за разные дни?

Положениями статьи 120 ТК ЕАЭС регулируются  особенности совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары.

При совершении таможенных операций и выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее - ДТ).

Положениями статьи 197 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС),  регулирующими выпуск товаров до подачи таможенной декларации не регламентировано исчисление курса валют при регистрации обязательства о выпуске товаров до подачи таможенной декларации. В этой связи применяются курсы валют, действующие на день регистрации ДТ таможенным органом, в соответствии с общим правилом, установленным статьей 78 ТК ТС.

До внесения изменений в действующие нормативно – правовые акты, регулирующие совершение таможенных операций, следует руководствоваться  положениями Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Решение КТС № 257), в соответствии с которой в одной ДТ могут декларироваться сведения о товарах, содержащиеся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Как одна товарная партия рассматриваются:

при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 185 ТК ТС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 197 ТК ТС.

При этом утвержденная Решением КТС № 257 форма добавочного листа к ДТ не содержит графу 23 «Курс валют». В связи с этим, после вступления ТК ЕАЭС в силу, до внесения соответствующих изменений в Решение КТС в одной ДТ можно будет заявлять товары, ранее выпущенные по нескольким заявлениям, являющиеся одной товарной партией, в отношении которых применяется одинаковый курс валют.

Положениями статьи 444 ТК ЕАЭС установлено, что ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления
в силу. По отношениям, регулируемым международными договорами и актами
в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления ТК ЕАЭС в силу, ТК ЕАЭС применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 ТК ЕАЭС.

Согласно положению пункта 5 статьи 449 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров, выпущенных в соответствии со статьей 197 ТК ТС до вступления в силу ТК ЕАЭС, и иные обязанности декларанта, возникшие в связи с таким выпуском, осуществляются и подлежат исполнению в срок, в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством Таможенного союза на день выпуска таких товаров.

  1. 22.

В связи с принятием нового ТК ЕАЭС прошу дать разъяснение можно ли выпускать с 01.01.2018 временные таможенные декларации (ВТД) с последующей подачей полной таможенной декларации (ПВД)?

Положением пункта 6 статьи 449 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении товаров, таможенное декларирование которых до вступления ТК ЕАЭС в силу осуществлялось с учетом особенностей, установленных законодательством государств-членов в соответствии со статьей 194 ТК ТС, совершение таможенных операций, связанных с их выпуском, помещением под таможенные процедуры и (или) завершением действия таможенных процедур, после вступления ТК ЕАЭС в силу осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов.

  1. 23.

Верно ли, что по новому кодексу срок вывоза товара (а не доставки в порт) всего 30-31 день?

Особенности таможенного декларирования в случае, если лицо осуществляет перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров двумя или более партиями на одних и тех
же условиях в течение периода поставки (далее – периодическое таможенное декларирование), определяются статьей 116 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 116 ТК ЕАЭС при периодическом таможенном декларировании декларация на товары подается в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Евразийского экономического союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счет исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки –
по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки.

Согласно пункту 2 статьи 116 ТК ЕАЭС декларация на товары подается
до начала заявляемого периода поставки. Под периодом поставки понимается заявляемый декларантом период, который не превышает 31 календарного дня
и в течение которого планируется:

1) предъявить таможенному органу товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

2) отгрузить товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза (сдать товары перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику
при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров
с таможенной территории Евразийского экономического союза).

Пунктом 3 статьи 116 ТК ЕАЭС предусмотрено, что законодательством государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании может быть установлено, что период поставки, указанный
в пункте 2 статьи 116 ТК ЕАЭС, не может превышать 1 календарный месяц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 116 ТК ЕАЭС после окончания заявленного периода поставки товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 116 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения, а также сведения
о фактическом количестве товаров путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, в следующие сроки:

1) не позднее 1 месяца со дня, следующего за днем окончания периода поставки, в течение которого товары ввозились на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

2) не позднее 2 месяцев со дня, следующего за днем фактического вывоза
с таможенной территории Евразийского экономического союза всей партии товаров, заявленной в декларации на товары.

Согласно пункту 7 статьи 116 ТК ЕАЭС законодательством государств – членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании могут устанавливаться менее продолжительные сроки внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, чем установленные пунктом 6 статьи116 ТК ЕАЭС, либо возможность продления сроков, указанных в подпункте 2 пункта 6 статьи116 ТК ЕАЭС, а при установлении периода поставки законодательством государств – членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании
в соответствии с пунктом 3 статьи 116 ТК ЕАЭС – иной срок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Пунктом 8 статьи 116 ТК ЕАЭС установлено, что товары, в отношении которых осуществлено периодическое таможенное декларирование и которые предназначены для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, должны быть фактически вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза в течение 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода поставки.

Указанный срок продлевается таможенным органом, который произвел выпуск товаров, по мотивированному обращению декларанта на срок не более
3 месяцев со дня его истечения».

  1. 24.

При подаче заявлений после 31.12.2017 какими юридическими документами руководствоваться: решением коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 171 или приказом ФТС России от 05.09.2006 № 842?

Форма заявления о выпуске товаров до подачи декларации
на товары, структура и формат такого заявления в виде электронного документа, порядок их заполнения определяются Евразийской экономической комиссией.

В соответствии с пунктами 3 и 10 статьи 120 ТК ЕАЭС Коллегия Евразийской экономической комиссии решением от 13.12.2017 № 171 (далее – Решение № 171) утвердила форму заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, порядок заполнения заявления о выпуске товаров
до подачи декларации на товары, порядок регистрации или отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Пунктом 4 Решения № 171 установлено, что оно вступает в силу
по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017.

Решение № 171 было размещено на официальном сайте Евразийского экономического союза (http://www.eaeunion.org) 15.12.2017, следовательно, десятидневный срок с даты его официального опубликования на сегодняшний день истек.

Таким образом, Решение № 171 вступит в силу одновременно
с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017.

С учетом изложенного, после вступления в силу ТК ЕАЭС при подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в соответствии с положениями статьи 120 ТК ЕАЭС, следует руководствоваться Решением № 171.

  1. 25.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2018 нового ТК ЕАЭС возможно ли будет оформление товаров (лесоматериалы круглые 44 группы) по процедуре временного периодического декларирования с 01.01.2018 согласно статье 214 действующего Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ?»

Положения статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не ограничивает применения ВПД по товарным группам.

  1. 26.

Просьба разъяснить следующие понятия:

- регион деятельности таможенного органа;

- «находится отправитель товаров Союза»;

Имеет ли право таможенный орган отказать в регистрации транзитной декларации на товары Союза при подаче в иной таможенный орган?

В соответствии с п. 8.5 Регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2656, компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются ФТС России.

П. 2 Общего Положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701, установлено, что регион деятельности таможенного поста определяет ФТС России. Регион деятельности таможенного поста входит в регион деятельности таможни.

Ч. 2 ст. 54 ГК РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

П.5 статьи 304 установлены случаи, когда таможенные операции, связанные с помещением товаров Союза под таможенную процедуру таможенного транзита совершаются  в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров Союза.

С учетом положений п.5 статьи 304 таможенный орган отказывает в регистрации транзитной декларации по основаниям, указанным в п.5 статьи 111 ТК ЕАЭС.

© 2004—2018 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.