English

Сегодня 22 мая 2018 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Прибытие (убытие) товаров на (с) таможенную территорию Союза и таможенные операции, связанные с таким прибытием (ст. 87-97 ТК ЕАЭС)

№ п/п

Вопрос 

Ответ 

  1. 1.

До вступления в силу ТК ЕАЭС действует статья 222 ТК ТС. Необходимо ли в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС, в частности статьи 95, уведомлять таможенные органы о проведенных грузовых операциях с товарами, находящимися под таможенным контролем, а также о замене транспортных средств международной перевозки до убытия товаров при их экспорте? Сейчас этого не требуется.

С учетом требований статьи 95 ТК ЕАЭС, вступающего в силу с 01.01.2018, разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории ЕАЭС допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершается соответствующая операция, а в случае, если такие операции могут быть совершены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены, - после уведомления таможенного органа в электронной или письменной форме.

Таким образом, с 01.01.2018 уведомление таможенного органа является обязательным.

    2
Каковы сроки помещения на временное хранения товаров, прибывших морским транспортом, и подачи соответствующих документов (ДО-1) с учетом возможной продолжительной разгрузки судна? (статья 88 ТК ЕАЭС)

Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с:

помещением товаров на временное хранение;

перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

таможенным декларированием товаров;

помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

вывозом товаров с таможенной территории Союза.

 

В настоящее время документом, устанавливающим иной срок для совершения таможенных операций в отношении товаров, перевозимых водным транспортом, является приказ ФТС России 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее – Порядок).

Пунктами 2 и 9 Порядка определено, что перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).

В соответствии с пунктом 11 Порядка помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

Владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров) (пункт 32 Порядка).
  1. 3.

Если контейнер с товаром с заявленной процедурой экспорта, прибыл ж/д транспортом на станцию назначения за пломбами отправителя (без наложения таможенных пломб и печатей), достаточно уведомить таможенный орган о совершении операции по выгрузке контейнера с ж/д платформы в ЗТК (разрешение на выгрузку получать не обязательно)?

 

 

Пунктом 1 статьи 95 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определен уведомительный порядок совершения грузовых операций в отношении экспортируемых товаров, выгрузка которых на станции назначения (морском порту отгрузки) осуществляется без нарушения таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены.

В данном случае разрешения таможенного органа на проведение грузовых операций не требуется.

 

  1. 4.

На ком лежит ответственность за получение разрешения или подачу уведомления, о совершении данной операции в ТО, если в первичном документе перевозки (ж/д накладной) получателем указан к примеру - порт, в адрес которого пришел контейнер.

Прошу дать разъяснения, применимо к указанному случаю, ответственность за совершение грузовых операций лежит на отправителе (его экспедиторе в порту убытия), либо на ответственных лицах представителей порта, в адрес которого пришел груз при первичной перевозке ж/д транспортом, выгрузка и прием которого осуществляется согласно первичного документа перевозки (ж/д накладной)?

 

ТК ЕАЭС не определен конкретный перечень лиц, в обязанность которых входит уведомление таможенного органа о проведении разгрузки, перегрузки (перевалки) товаров и иных грузовых операций с товарами, а также о замене транспортных средств международной перевозки, осуществляемые до убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС, без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены.

Кроме того, ТК ЕАЭС не содержит отсылочных норм на национальное законодательство по данному вопросу.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 92 ТК ЕАЭС установлена обязанность перевозчика представить таможенному органу документы и сведения в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, необходимые для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС. С учетом аналогии норм права полагаем, что уведомление таможенного органа о совершении предусмотренных пунктом 1 статьи 95 ТК ЕАЭС грузовых операций, также входит в обязанности перевозчика таких товаров исходя из его полномочий в отношении перемещаемых товаров, находящихся под таможенным контролем, и заинтересованности в проведении таких операций.

Пунктом 7 статьи 92 ТК ЕАЭС установлено, что от имени перевозчика документы и сведения, указанные в пунктах 1 и 2 указанной статьи, могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Проектом нового федерального закона о таможенном регулировании предусмотрено наделение указанными полномочиями таможенных представителей либо иных лиц, действующих по поручению перевозчика. При перевозке товаров водным транспортом такие документы и сведения могут быть представлены декларантом или экспедитором.

Вместе с тем, полагаем, что ответственность за совершение грузовых операций без разрешения таможенного органа, либо без его уведомления о совершении таких операций, лежит на лицах, непосредственно их осуществляющих.

С учетом требований, установленных статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное лицо будет устанавливаться в каждом конкретном случае в рамках производства по делу об административном правонарушении.

  1. 5.

Касательно пункта 1 статьи 95 в части "Разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров... допускаются...в случае, если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены, - после уведомления таможенного органа в электронной или письменной форме"

- в каком порядке и какой таможенный орган уведомляется о вышеуказанных операциях (СЗТУ, Санкт-Петербургская таможня, в зоне действия которой будет проходить перевалка или Балтийская таможня, через пост которой произойдёт фактический вывоз);

- возможно ли производить перевалку сразу после уведомления соответствующего таможенного органа или требуется получения какого-либо разрешения (что не указано в ст.95 ТК ЕАЭС);

- требуется ли производить данные операции 8 зоне СВХ/зоне таможенного контроля;

- требуется ли производить данные операции при таможенном наблюдении?

Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) совершение с товарами, находящимися под таможенным контролем, грузовых операций, является правом декларанта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, до фактического пересечения таможенной границы Союза, либо отзыва таможенной декларации в соответствии со статьёй 113 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ТК ЕАЭС разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем и вывозимыми с таможенной территории Союза, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, другими транспортными средствами допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершается соответствующая операция, а в случае, если такие операции в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки могут быть совершены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены, – после уведомления таможенного органа в электронной или письменной форме.

Следовательно, при совершении операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем и на которые не наложены пломбы и печати, необходимо уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого будут проводиться такие операции.

Термин «Уведомление» не предполагает получение разрешения таможенного органа на совершение грузовых операций.

Общие принципы и порядок проведения таможенными органами таможенного контроля определён в статье 310 ТК ЕАЭС.

Пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС определено, что таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьёй 14 ТК ЕАЭС.

Согласно положениям пункта 3 указанной статьи порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, или в предусмотренных им случаях – в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии

с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Пунктом 12 статьи 310 определено, что таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.

© 2004—2018 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.