English

Сегодня 26 сентября 2018 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Общие положения о таможенных операциях и лицах, их совершающих (ст. 78-86 ТК ЕАЭС)

№ п/п

Вопрос 

Ответ 

  1. 1.

Согласно пункту 2 статьи 80 документы и сведения необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться в таможенный орган, если сведения о таких документах могут быть получены из информационных систем таможенного органа, а также из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия (данная информация размещена на официальных сайтах таможенных органов в сети интернет), что это за сайты, где они расположены, какие именно документы можно будет просматривать на таких сайтах?

Официальный сайт ФТС России www.customs.ru, в рамках которого создан интернет-ресурс Личный кабинет участника ВЭД.

Имея сертификат электронной подписи и пройдя регистрацию на сайте, пользователь может работать с различными информационными сервисами Личного кабинета, в том числе «Разрешительный документы».

По имеющимся сведениям ФТС России продолжается деятельность по доработке данного программного продукта в связи с планируемым вступлением в силу ТК ЕАЭС.

  1. 2.

Вправе ли иностранное юридическое лицо (продавец) выступать в качестве декларанта товара и осуществлять его таможенное декларирование и таможенные операции самостоятельно?

Согласно положениям подпункта 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В статьи 83 ТК ЕАЭС определен перечень лиц, которые могут выступать декларантами.

Согласно положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС иностранное лицо может выступать декларантом товаров в случаях:

если оно является организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства – члена
в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;

если оно является собственником товаров, при условии перемещения товаров через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства – члена;

если такое лицо имеет право владения и пользования товарами, в случае перемещения товаров через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства – члена, – при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 83 ТК ЕАЭС определено, что иностранное лицо, получившее в соответствии с международным договором государства – члена с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории Союза товаров, находящихся на таможенной территории Союза, – при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.

  1. 3.

Согласно пункту 3 статьи 82 отдельные таможенные операции могут совершаться таможенными органами посредством информационных систем таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов, какие именно операции могут совершаться таким образом?

Пунктом 3 статьи 82 ТК ЕАЭС определено, что порядок совершения таможенными органами таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов определяется Комиссией.

В целях реализации положений указанной статьи издано Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров», определяющее последовательность совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров посредством информационной системы таможенного органа без участия должностного лица таможенного органа (автоматический выпуск товаров). В настоящее время технология автоматического выпуска товаров применяется при декларировании товаров участниками внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства в соответствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления.

Одновременно на стадии разработки находится проект Решения Коллегии ЕЭК, определяющего порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с регистрацией деклараций на товары и транзитных деклараций, посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.

В настоящее время автоматическая регистрация деклараций на товары применяется в отношении всех участников внешнеэкономической деятельности при декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта, выпуска для внутреннего потребления товаров, свободной таможенной зоны.

    4

В соответствии с п. 1 статьи 81 ТК ЕАЭС в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке (в ТК ТС (ст.150,178). В соответствии с п. 3 ст.81 ТК ЕАЭС «для целей применения настоящей статьи перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, определяется Комиссией, а до его определения Комиссией - законодательством государств-членов».

В проекте ФЗ РФ «О таможенном регулировании есть ст. 87, где говорится, что Правительство РФ определяет такой перечень до определения Перечня Комиссией.

Существует ли в Российской Федерации нормативно закрепленное понятие товара, подвергающегося быстрой порче (для целей обоснованности применения первоочередности при совершении таможенных  операций)? Если нет, тогда чем надлежит руководствоваться участнику ВЭД, который претендует на первоочередной порядок совершения таможенных операций указанной выше категории товаров?

Товар: картофель свежий, огурцы (с учетом перемещения в летний/ зимний период), майонез, соус.

Будет ли товар рассматриваться как подвергающийся быстрой порче, если участником ВЭД не соблюдаются правила его транспортировки и хранения?

Для сведения: в РБ, в целях  определения единообразного подхода к совершению таможенных операций в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь издал соответствующее разъяснение. Участники ВЭД на территории РБ руководствуются им.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке. Для целей применения данных положений перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, определяется Комиссией Евразийского экономического союза, а до его определения Комиссией - законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

Проектом Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» полномочиями по определению перечня категорий товаров, подвергающихся быстрой порче в отношении которых совершение таможенных операций производится в первоочередном порядке, до определения такого перечня Комиссией Евразийского экономического союза, наделено Правительство Российской Федерации.

Положения, аналогичные требованиям пункта 1 статьи 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, были закреплены в пункте 4 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Между тем, нормативное закрепление понятия «товара, подвергающегося быстрой порче» с целью реализации положений пункта 1 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе на уровне национального законодательства, осуществлено не было.

Данный термин реализован в нормативных правовых актах Российской Федерации, регламентирующих специальные правоотношения. Например, данный термин использован в тексте Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 № 694. Вместе с тем, как следует из пункта 2 указанного Положения правовое содержание указанного термина определено исключительно для регулирования специальных правоотношений в сфере для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, полагаем, что определение содержания рассматриваемого термина для реализации положений пункта 1 статьи 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза путем применения аналогии права через обращение к иным нормативным правовым актам, оперирующим таким же термином, является неверным.

С учетом вышеизложенного представляется, что для применения  положений пункта 1 статьи 81 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в рассматриваемой категории товаров необходимо издание соответствующего нормативного правового акта.
5 Применение  п. 3 ст. 86 ФЗ-311 и письма ФТС от 29.12.2017 № 01-11/75221 (возможность применения ФЗ-311 в связи с вступлением ТК ЕАЭС), написано что ст. 86 не применяется, применяется 437 ст. ТК ЕАЭС. Нет разъяснений по данному пункту. Если применяется упрощение хранения товара на площадках уполномоченного оператора, применяется ли к лицу ограничение мест декларирования гр. 24 по приказу 205 от 09.02.2015.

Положениями части 3 статьи 86 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) было предусмотрено, что при применении специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, не применяются ограничения мест декларирования отдельных товаров, установленные в соответствии с частью 2 статьи 205 Федерального закона.

Согласно письму Минфина России от 28.12.2017 № 03-09-20/88036, доведенному до таможенных органов письмом ФТС России от 29.12.2017 № 01 11/75221, с 01.01.2018 в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), статья 86 Федерального закона не подлежит применению.

Статья 437 ТК ЕАЭС, а также иные статьи ТК ЕАЭС, определяющие порядок совершения таможенных операций уполномоченными экономическими операторами, не содержат положений, аналогичных указанным в статье 86 Федерального закона.

В связи с этим в условиях действия ТК ЕАЭС на товары, классифицируемые в товарной группе 24 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС уполномоченными экономическими операторами, распространяются положения приказа ФТС России от 09.02.2015 № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 указанного приказа таможенные посты Краснодарской, Ростовской и Таганрогской таможен Южного таможенного управления не наделены компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, классифицируемых в товарной группе 24 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 430 ТК ЕАЭС с даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов уполномоченный экономический оператор относится к категории низкого уровня риска. С 28.02.2017 в регионе деятельности Южного таможенного управления реализована техническая возможность подачи декларации на товары участниками внешнеэкономической деятельности низкого уровня риска в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров.
6 Как в настоящее время реализуется п.2 статьи 80 ТК ЕАЭС?

Пунктом 7 статьи 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс) установлено, что подача декларации на товары в виде электронного документа не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.

Законодательством государств-членов может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.

ФТС России подготовлен проект приказа Минфина России реализующего данное право, который в настоящий момент проходит внутриведомственное согласование.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 108 Кодекса документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса или определенных статьями 114 - 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
7

Просьба пояснить остается ли в новом ТК принцип резидентства при "растаможке" товара.

Т.е., если организация - резидент РФ импортировала товар (ввезла и является декларантом), то она его может задекларировать только в РФ или в других странах - членах ЕАЭС тоже?
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 449 ТК ЕАЭС до вступления в силу международного договора в рамках ЕАЭС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории ЕАЭС, декларация на товары подается таможенному органу государства-члена, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, если декларантом товаров выступает лицо государства-члена, указанное в подпункте 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, а также иностранное лицо, указанное в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.
  1. 8.

В соответствии с п.1 статьи 81 ТК ЕАЭС в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке (в ТК ТС (ст.150,178). В соответствии с п. 3 ст.81 ТК ЕАЭС «для целей применения настоящей статьи перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, определяется Комиссией, а до его определения Комиссией - законодательством государств-членов».

В проекте ФЗ РФ «О таможенном регулировании есть ст. 87, где говорится, что Правительство РФ определяет такой перечень до определения Перечня Комиссией.

Существует ли в Российской Федерации нормативно закрепленное понятие товара, подвергающегося быстрой порче (для целей обоснованности применения первоочередности при совершении таможенных  операций)?

Если нет, тогда чем надлежит руководствоваться участнику ВЭД, который претендует на первоочередной порядок совершения таможенных операций указанной выше категории товаров? Товар: картофель свежий, огурцы (с учетом перемещения в летний/ зимний период), майонез, соус.

Будет ли товар рассматриваться как подвергающийся быстрой порче, если участником ВЭД не соблюдаются правила его транспортировки и хранения?

В таможенном законодательстве Евразийского экономического союза, а также законодательстве Российской Федерации в сфере таможенного дела отсутствует определение понятия «товара, подвергающегося быстрой порче». Однако, исходя из общепринятого применения данного понятия, к таким товарам могут относиться товары с ограниченным сроком годности, либо требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств специальных условий хранения, в том числе установленных производителем товаров, соблюдение которых затруднено или издержки, связанные с обеспечением  данных условий, соизмеримы со стоимостью самих товаров.

В настоящее время перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых совершение таможенных операций производится в первоочередном порядке на территории Российской Федерации, отсутствует.

Вместе с тем, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза предполагается утверждение Комиссией Евразийского экономического союза перечня категорий товаров, подвергающихся быстрой порче.

  1. 9.

Существует ли в Российской Федерации нормативно закрепленное понятие товара, подвергающегося быстрой порче? Чем надлежит руководствоваться участнику ВЭД, который претендует на первоочередной порядок совершения таможенных операций указанной выше категории товаров?

Статьей 178 ТК ТС был установлен первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру. Согласно статье 444 ТК ЕАЭС решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему ТК ЕАЭС.

В настоящее время таможенный орган при решении вопроса об отнесении товаров к товарам, подвергающимся быстрой порче, для целей применения статьи 81 ТК ЕАЭС, руководствуется теми же нормами, которые действовали до вступления в силу ТК ЕАЭС.

  1. 10.

В соответствии с новым кодексом может ли Покупатель по внешнеэкономическому контракту быть декларантом. Покупатель - юр.лицо из Молдовы. Условия поставки EXW

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под термином «декларант» понимается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Пунктами 2, 5 статьи 83 ТК ЕАЭС определен перечень случаев, когда при таможенном декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Союз), качестве декларанта может выступать иностранное лицо, а именно:

являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена Союза;

имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена Союза, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры;

иностранное лицо, получившее в соответствии с международным договором государства-члена с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории Союза товаров, находящихся на таможенной территории Союза, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта, таможенной процедуры экспорта.

Таким образом, по общему правилу, одним из условий возникновения полномочия иностранного лица выступать в качестве декларанта является отсутствие сделки, заключенной таким иностранным лицом с лицом государства-члена Союза, по которой осуществляется перемещение товаров черед таможенную границу.

Согласно пункту 1 статьи 83 ТК ЕАЭС при перемещении товаров через таможенную границу Союза на основании сделки, заключенной между лицом государства-члена Союза и иностранным лицом, декларантом выступает лицо государства-члена Союза, являющее стороной такой сделки.

Таким образом, при таможенном декларировании товаров по внешнеэкономическому контракту (условия поставки EXW), заключенному между юридическим лицом из Молдовы (покупатель) и лицом государства-члена Союза, декларантом должно выступать лицо государства-члена Союза.

  1. 11.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81ТК ЕАЭС в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке (в ТК ТС (ст.150,178). В соответствии с пунктом 3 статьи 81 ТК ЕАЭС «для целей применения настоящей статьи перечень категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, определяется Комиссией, а до его определения Комиссией -законодательством государств-членов».

В проекте ФЗ РФ «О таможенном регулировании есть ст. 87, где говорится, что Правительство РФ определяет такой перечень до определения Перечня Комиссией.

Каким образом применяется статья 81 ТК ЕАЭС в части первоочередного порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, до момента вступления в законную силу Перечня Комиссии, при отсутствии Перечня товаров, подвергающихся быстрой порче, определённого законодательством Российской Федерации?

В настоящее время не определён исчерпывающий список товаров, которые относятся к категории товаров, подвергающихся быстрой порче. В этой связи организации имеют право использовать нормативные правовые акты, в том числе технические, которые относят те или иные категории товаров к товарам с весьма ограниченными сроками годности или реализации.

При решении вопроса об отнесении вещей к категории подвергающихся быстрой порче следует руководствоваться перечнями (списками), установленными соответствующими нормативными правовыми актами.

Например, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 № 98 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03» (вместе с СанПиН 2.3.2.1324-03 «2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») к скоропортящимся относятся продукты переработки мяса, птицы, яиц, молока, рыбы и нерыбных объектов промысла, мучные кремово-кондитерские изделия с массовой долей влаги более 13%, кремы и отделочные полуфабрикаты, в том числе на растительных маслах, напитки, продукты переработки овощей, жировые и жиросодержащие продукты, в том числе майонезы, маргарины, быстрозамороженные готовые блюда и полуфабрикаты, все виды пресервов, термизированные кисломолочные продукты и стерилизованные молочные продукты.

Дополнительно обращаем внимание, что Стандартное правило 3.34 Генерального приложения к Киотской конвенции устанавливает приоритетный порядок проверок следующих товаров: живых животных, скоропортящихся товаров, а также других товаров, срочный характер которых признается таможенной службой.

© 2004—2018 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.