English

Сегодня 23 апреля 2018 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Основные положения о таможенном регулировании и общие положения о перемещении товаров через таможенную границу, владении, пользовании и (или) распоряжении ими на таможенной территории Союза или за ее пределами (ст. 1-18 ТК ЕАЭС)

№ п/п

Вопрос 

Ответ 

  1. 1.

Интересует порядок погрузки на морское судно в месте убытия товаров, которые не помещены под таможенную процедуру?

Порядок убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС и совершения таможенных операций, связанных с таким убытием, регламентирован главой 15 ТК ЕАЭС. При этом вопросы, связные с выдачей поручения на отгрузку товаров, указанной главой ТК ЕАЭС не регламентированы (как и действующим ТК ТС).

Таким образом, вступление в силу ТК ЕАЭС, не повлияет на действующий порядок выдачи таких поручений.

До издания и вступления в силу соответствующего нормативного акта подлежит применению приказ ФТС России от 19.07.2013 № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами», устанавливающий порядок выдачи поручения на отгрузку и проставления на нем отметок таможенного органа.

  1. 2.

При совершении таможенных операций и выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере
налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. При подаче декларации на товары какая дата курса валют должна быть?

Положениями статьи 120 ТК ЕАЭС регулируются особенности совершения таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации на товары.

При совершении таможенных операций и выпуске товаров до подачи декларации на товары применяются меры таможенно-тарифного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, ставки специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и курс валют, действующие на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее - ДТ).

В соответствии с пунктом 37 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенными операциями понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Таможенное декларирование с подачей ДТ является таможенной операцией.

Таким образом, при заполнении ДТ на товары, выпуск которых произведен до подачи ДТ, применяется курс валют, действующий на день регистрации таможенным органом заявления о выпуске товаров до подачи ДТ.

  1. 3.

Можно ли подавать предварительное информирование в ДТ без ЭЦП?

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ТК ЕАЭС целью представления предварительной информации является получение таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 ТК ЕАЭС предварительная информация может представляться в виде электронного документа.

Предварительная информация, представленная в виде электронного документа, может использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций, определяемых Комиссией.

В соответствии с пунктом 17 статьи 11 ТК ЕАЭС состав предварительной информации, структура и формат такой информации, порядок и сроки представления предварительной информации, в том числе предварительной информации, представляемой в виде электронного документа, порядок формирования и использования предварительной информации в виде электронного документа, лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию, определяются Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и целей использования таможенным органом такой предварительной информации.

В соответствии со статьей 445 ТК ЕАЭС до вступления в силу решений Комиссии, принятых в соответствии с пунктом 17 статьи 11 ТК ЕАЭС, предварительная информация представляется таможенным органам в случаях и порядке, предусмотренных актами Комиссии, принятыми в соответствии с Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21 мая 2010 года.

В настоящее время применяются следующие документы, устанавливающие обязанность по представлению предварительной информации в отношении товаров, ввозимых автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом:

решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом»;

решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом»;

решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

В соответствии с указанными решениями допускается представление предварительной информации в качестве сведений в электронном виде без подтверждения данных сведений электронной подписью.

  1. 4.

В начале года  получили информацию, что при отсутствии маркировки товаров единым знаком обращения будут возбуждаться административные дела по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, то есть, немного и немало за отсутствие разрешительных документов. Будучи добросовестным участником ВЭД мы начали активную работу по информированию своих иностранных контрагентов с целью соблюдения законодательства, но неожиданно столкнулись с трудностью правового обоснования наших требований.

Самостоятельное изучение данного вопроса позволяет прийти к следующему выводу: Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от «25» декабря 2012 года №294, установлена необходимость представления таможенным органам при таможенном декларировании ввозимых товаров документов об оценке их соответствия обязательным требованиям в рамках Союза или сведений о таких документах. При этом ни указанным Положением, ни иными нормативными правовыми актами, входящими в право Союза, не предусмотрена обязанность участников внешнеэкономической деятельности подтверждать наличие маркировки ввозимых товаров единым знаком обращения при помещении товаров под таможенную процедуру, равно как не предусмотрена и обязанность таможенных органов проверить нанесение указанной маркировки перед принятием решения о выпуске товаров.

В соответствии со ст.359 ТК ЕАЭС убедительно просим устранить правовую неопределенность и дать разъяснение о том, когда нужно маркировать товар единым знаком обращения: до пересечения границы Таможенного Союза или после выпуска товара в свободное обращение после завершения таможенных процедур.

В соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)
и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений, к которым относятся и меры технического регулирования, в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом.

В соответствии с пунктом 6 Протокола  о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол) установлено, что продукция, соответствующая требованиям технических регламентов, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС и согласно Порядку применения единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711, маркируется им перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.

Согласно пункту 2 Протокола выпуск продукции в обращение – это поставка или ввоз продукции с целью её распространения на территории Евразийского экономического союза.

Согласно ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС до их выпуска таможенными органами.

Отсутствие единого знака обращения на сопроводительных документах, товаре либо упаковке может свидетельствовать о риске несоблюдения мер технического регулирования, связанных с представлением в таможенные органы недействительных документов (не относящихся к товару).

При подтверждении таких рисков в ходе применения форм таможенного контроля, и мер их обеспечивающих, отличных от проверки наличия знака обращения в отношении участников ВЭД предусмотрена административная ответственность (глава 16 КоАП РФ).

При этом ответственность только за отсутствие знака обращения, установленная частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ наступать не может.

 

    5

Необходим ли сертификат соответствия при импорте запчастей из Кореи (металлические трубы) код ТН ВЭД 8708 999709?

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения включают, в том числе меры технического регулирования, установленные в соответствии с Договором и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее – Технический регламент).

Действие Технического регламента распространяется на  колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям Технического регламента с указанием наименований и кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС утвержден (далее – Перечень).

Для целей применения Перечня необходимо руководствоваться как наименованием продукции (с учетом примечаний, приведенных в графе 4), так и кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

В пункте 7 Перечня приведены, в том числе, топливопроводы, гибкие шланги, классифицируемые в подсубпозиции 8708 90 970 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

При помещении такой продукции под таможенные процедуры: выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны,  реимпорта, отказа в пользу государства  должен быть представлен документ, удостоверяющий соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или представлены сведения о таком документе, а именно – сертификат соответствия.

Работу по оценке (подтверждению) соответствия продукции обязательным требованиям, осуществляют аккредитованные органы по сертификации. На официальном сайте Росаккредитации (http://www.fsa.gov.ru) размещена информация о таких органах
6

В соответствии с новым Таможенным кодексом нужно ли предоставлять нотификацию на электронные устройства физическому лицу?

В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС  товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В настоящее время порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Союза регулируется Соглашением от 18 июня 2010 года между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан.
Статьей 4 Соглашения определено, что при ввозе (вывозе) товаров для личного пользования применяются запреты и ограничения, указанные в Приложении 2 к настоящему Соглашению. Раздел II Приложения 2 содержит перечень товаров, ограниченных к ввозу (вывозу). Шифровальные (криптографические) средства попадают под ограничения при перемещении через таможенную границу любым способом, в том числе в международных почтовых отправлениях.
Порядок ввоза и вывоза шифровальных (криптографических) средств установлен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015  № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
Пунктом 5 Положения  установлено, что ввоз или вывоз физическими лицами в качестве товаров для личного пользования шифровальных (криптографических) средств, включенных в перечень согласно приложению № 5, осуществляется без представления таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа) либо сведений о нотификации.

В случае если шифровальные (криптографические) средства не включены  в перечень, предусмотренный  приложением  № 5 к  настоящему   Положению, их  ввоз или вывоз осуществляется физическими лицами только при наличии в отношении таких товаров сведений о нотификации. Ввоз или вывоз физическими лицами в качестве товаров для личного пользования шифровальных (криптографических) средств, которые не включены в перечень, предусмотренный приложением    № 5  к  Положению и в отношении которых отсутствуют сведения о нотификации, запрещен.

Информация о зарегистрированных нотификациях содержится на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
В случае отсутствия в перемещаемом товаре шифровальных (криптографических) функций физическим лицом заявляются сведения об отсутствии в составе перемещаемого товара шифровальных средств или элементов. Для подтверждения сведений может быть использована техническая документация, иные документы и сведения изготовителя продукции, указывающие на отсутствие криптографических элементов в декларируемых товарах.
7

В п. 48 ст. 2 ТК ЕАЭС дано определение "транспортных (перевозочных) документов".
Является ли «поручение экспедитору» или «экспедиторская расписка» таким документом и достаточно ли будет указание его реквизитов в гр.44 таможенной декларации (ДТ или ТД)  в качестве сведений о  транспортных (перевозочных) документах, по которым осуществлялась/будет осуществляться международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением таможенной процедуры таможенного транзита? Можно ли его реквизиты указывать в гр.44 ДТ под кодом 02099 (иные транспортные (перевозочные) документы)?

Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, под транспортными (перевозочными) документами понимаются документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с пунктом 7 данного Постановления, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, т.е. данные документы не заменяют договор транспортной экспедиции, а дополняют его.
Таким образом, и поручение экспедитору, и экспедиторская расписка, являются транспортными документами, подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. К таким документам, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относятся и транспортные документы.
Согласно подпункту 42 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257, в графе 44 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ. При этом, в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378, транспортные документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции, подлежат указанию в графе 44 ДТ под кодом 02099 «Иные транспортные (перевозочные) документы».
Поручение экспедитору или экспедиторская расписка не могут выступать в качестве документов, в соответствии с которыми осуществляется международная перевозка товаров или перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (например, в качестве товаротранспортной накладной), так как не содержат всех необходимых сведений, определенных статьей 106 ТК ЕАЭС (о получателе и перевозчике товаров, номерах и названиях транспортных средств международной перевозки, стоимости груза). В связи с чем, указание сведений о данных документах в графе 44 ДТ будет являться недостаточным.
При помещении партии товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, декларантом которой является экспедитор (пункт 1 статьи 83 ТК ЕАЭС), экспедиторские документы могут представляться в качестве транспортных (перевозочных) документов (пункт 2 Решения Комиссии Таможенного союза от  17 августа 2010 г. № 438).
Учитывая тот факт, что договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка не содержат сведений, обязательных к указанию в транзитной декларации и перечисленных в пункте 1 статьи 107 ТК ЕАЭС (об отправителе и получателе товаров, декларанте, перевозчике; о транспортном средстве, которым перевозятся товар, о пункте назначения товаров и т.д), недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации и прилагаемых к ней документах (в том числе товаротранспортных накладных), представляемых декларантом таможенному органу отправления. Сведения о таких документах дополнительно вносятся в транзитную декларацию.
8 В п. 48 ст. 2 ТК ЕАЭС дано определение "транспортных (перевозочных) документов". Является ли «поручение экспедитору» или «экспедиторская расписка» таким документом и достаточно ли будет указание его реквизитов в гр.44 таможенной декларации (ДТ или ТД)  в качестве сведений о  транспортных (перевозочных) документах, по которым осуществлялась/будет осуществляться международная перевозка или перевозка под таможенным контролем с применением таможенной процедуры таможенного транзита? Можно ли его реквизиты указывать в гр.44 ДТ под кодом 02099 ( иные транспортные (перевозочные) документы?

В соответствии с подпунктом 48 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные (перевозочные) документы - документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

Транспортная экспедиционная деятельность в Российской Федерации регламентируется главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 2), а также Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяется, в том числе перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции).

Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554 (далее - Правила). Пунктом 5 Правил установлено, что экспедиторскими документами являются:

- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Порядок оформления и форма указанных документов определены приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23.

Положениями пункта 7 Правил определено, что указанные экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
9 Вопрос, касающийся таможенной процедуры свободного склада. После вступления в силу ТК ЕАЭС, Соглашение утратило силу, значит ли это что правовое регулирование таможенной процедуры «лежит» только на Кодексе? Какие еще документы регулируют данную процедуру?

Применение таможенной процедуры свободного склада регулируется главой 28 ТК ЕАЭС. Положения, касающиеся владельца свободного склада, содержатся в главе 59 ТК ЕАЭС.

Отдельные положения, касающиеся применения таможенной процедуры свободного склада и владельца свободного склада, регулируются нормами проекта федерального закона «О таможенном регулировании», в том числе в части включения лиц в реестр владельцев свободных складов.
10 С вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС будут ли внесены изменения в типовое соглашение, заключаемое между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, подлежит ли заключенное соглашение отмене, нужно ли вносить в него изменения?

Приказом ФТС России от 20 сентября 2011 г. № 1914 утверждена  типовая форма соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором.

В настоящее время информация об издании иного нормативно-правового акта ФТС России в управлении отсутствует.

Кроме того, статьей 465 ТК ЕАЭС установлены  переходные положения в отношении уполномоченных экономических операторов.

В частности данной статьей предусмотрено, что юридические лица, которым статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и принятым в соответствии с ним законодательством государств-членов, сохраняют статус уполномоченного экономического оператора в течение 2 лет со дня вступления ТК ЕАЭС в силу.

В течение указанного срока внесение изменений в свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановление действия и отзыв таких свидетельств, а также ведение реестра уполномоченных экономических операторов осуществляются в соответствии с законодательством государств-членов, действующим на момент вступления ТК ЕАЭС в силу.
11 В каких случаях уполномоченный экономический оператор должен, а в каких не должен отчитываться по формам ДО-1 и ДО-2 при помещении товаров на временное хранение?

Согласно положениям статьи 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях с учетом абзаца второго настоящего пункта.

Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Формы отчетности уполномоченного экономического оператора, в том числе в отношении товаров, помещенных на временное хранение, утверждены приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2709 «Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора».

Пунктом  34 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, определено, что представление отчетности в отношении товаров, хранящихся на территории уполномоченного экономического оператора, осуществляется в соответствии с приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2709 «Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора».

© 2004—2018 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.