English

Сегодня 16 декабря 2017 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками

DOCPDFПечать

О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели

системы управления рисками

С 2013 года в ФТС России внедрена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), предусматривающая дифференцированный подход к выбору объектов, форм и этапа проведения таможенного контроля в зависимости от результатов оценки вероятности нарушения участниками ВЭД таможенного законодательства.

Субъектно-ориентированная модель СУР позволяет одновременно решать сразу несколько важных задач, а именно:

- смещение акцента таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что обеспечивает снижение издержек законопослушных участников ВЭД при совершении таможенных операций;

- рациональное использование как кадровых, так и технических ресурсов и потенциала таможенных органов при проведении таможенного контроля;

- возможность сконцентрировать основные усилия при таможенном контроле на наиболее рисковых товарных партиях.

В настоящее время категорирование участников ВЭД осуществляется на основе отраслевого и автоматизированного подходов.

Отраслевое категорирование предусматривает проведение анализа информации для определения категории уровня риска в соответствии с приказами ФТС России[1], направленными на применение выборочности таможенного контроля в отношении промышленных предприятий, автопроизводителей, импортеров рыбной и мясной продукции, а также  экспортеров продукции собственного производства.

Данные приказы ФТС России подразумевают заявительный характер и содержат подробную информацию о критериях, при соответствии которым обратившееся лицо относится к категории низкого уровня риска. Анализ соблюдения установленных критериев осуществляется на основании представленных участником ВЭД документов и сведений по инициативе самого участника ВЭД.

Для каждого отраслевого приказа количество критериев варьируется, некоторые из них индивидуальны для каждой из отраслей и для каждого приказа, но при этом существенная часть критериев является общей.

По состоянию на 1 октября 2017 года в перечень лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска по отраслевому принципу, включено 394 организации, на долю которых в истекшем периоде 2017 года пришлось порядка 9% деклараций на товары и около 12% таможенных платежей в отношении ввозимых товаров.

Однако основное количество участников ВЭД низкого уровня риска определяется с использованием автоматизированного подхода.

Автоматизированное риск-категорирование участников ВЭД осуществляется в автоматическом режиме штатным программным средством на основе математической модели оценки критериев, характеризующих различные аспекты деятельности организаций, а также результаты совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров.

В рамках работы по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД 1 января 2017 года вступил в силу приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» (далее – Порядок автоматизированного риск-категорирования), который определяет новый порядок проведения автоматизированной оценки деятельности участников ВЭД на основе 3-х уровневого дифференцирования по категориям риска - низкий, средний и высокий, с соответствующим индивидуальным подходом к организации и применению мер таможенного контроля к каждой категории в отдельности. Это позволит, сохранив благоприятную среду для ведения ВЭД добросовестным организациям, создать более комфортные условия для начинающих свою деятельность организаций, а таможенным органам сконцентрировать основное внимание и усилия на высоко-рисковых поставках.

Порядок автоматизированного риск-категорирования предусматривает проведение анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, и определяет 35 критериев, характеризующих участника ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, в том числе: - наличие товарооборота с оффшорными зонами, изменения динамики основных показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, уровень соблюдения валютного законодательства, экспортная ориентированность, результаты категорирования ФНС России.

Перечень критериев приведен в приложении к порядку автоматизированного риск-категорирования.

Риск-категорирование осуществляется ежеквартально штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального Банка России.

В ходе проведения риск-категорирования по всем участникам ВЭД производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности участника ВЭД. На основе полученной итоговой оценки деятельности участника ВЭД проводится определение его категории уровня риска – низкий, средний или высокий.

Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при получении итоговой оценки деятельности, соответствующей значению, установленному для категории высокого уровня риска, или при выявлении одного из следующих критериев:

1) нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

3) наличие у участника ВЭД в срок, превышающий 180 (сто восемьдесят) календарных дней с даты вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного таможенным органом после 31 декабря 2008 года, неисполненной обязанности по уплате административного штрафа;

4) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала анализируемого периода либо шести месяцам до даты его окончания при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий – отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;

2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в анализируемом периоде составляет не менее 100;

3) участник ВЭД является юридическим лицом;

4) итоговая оценка деятельности участника ВЭД соответствует значению, установленному для категории низкого уровня риска;

5) отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;

6) не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска.

Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если участник ВЭД не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска.

Весь процесс риск-категорирования полностью автоматизирован и проводится без участия должностных лиц таможенных органов.

В зависимости от определенного уровня риска предусматривается следующий дифференцированный подход к применению мер таможенного контроля к каждой из категорий.

1. В отношении участников ВЭД с низким уровнем риска:

- применение мер контроля по соблюдению запретов и ограничений;

- минимальная частота применения мер контроля по иным направлениям;

- передача сведений о рисковых поставках на этап контроля после выпуска.

2. Для участников ВЭД со средним уровнем риска:

- применение мер контроля по соблюдению запретов и ограничений;

- снижение частоты применения мер контроля по иным направлениям;

- перенос акцентов документального контроля на этап после выпуска.

3. Для участников ВЭД с высоким уровнем риска:

- применение мер контроля по любым направлениям;

- расширение перечня применяемых мер таможенного контроля;

- увеличение объема и степени фактического контроля до выпуска товаров.

В результате проведенного риск-категорирования на IV квартал 2017 года количество организаций низкого уровня риска составило 7 540, к категории высокого уровня риска отнесено 12 157 участников ВЭД, к категории среднего уровня риска – 87 068 участников ВЭД.

За 9 месяцев 2017 года на долю организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на IV квартал 2017 года, пришлось около 63% товарных партий и 82% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров.

На долю участников ВЭД высокого уровня риска данные показатели составили 8% и 4%, а на долю среднего уровня риска – 29% и 14% соответственно.

Применение риск-категорирования в рамках СУР позволяет выделить участников ВЭД низкого уровня риска в общем процессе таможенного контроля и существенно снизить административное воздействие на указанную категорию участников ВЭД, перенося основной акцент таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Так, например, в истекшем периоде 2017 года доля партий товаров, перемещаемых участниками ВЭД низкого уровня риска, в отношении которых:

- производился таможенный досмотр составила 1,3%;

- осуществлялся запрос дополнительных документов и сведений – 4,4%;

- назначалась таможенная экспертиза – 0,1%.

Тогда как, в среднем, по всем участникам ВЭД данные показатели по отдельным позициям более чем в два раза выше и составляют: с таможенным досмотром – 3,4%, с запросом дополнительных документов и сведений – 12,5% и с таможенной экспертизой – 0,4%.

Снижение в отношении участников ВЭД, которые характеризуются низким уровнем риска, частоты применения мер таможенного контроля, перенося их на этап после выпуска товаров, способствует сокращению сроков совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров добросовестными участниками ВЭД и позволяет существенно снизить административное воздействие на указанную категорию организаций.



[1] Приказы ФТС России от 27.08.2015 № 1740, от 08.04.2016 № 706, от 11.04.2016 № 731, от 11.04.2016 № 732 и  от 11.04.2016 № 733.

 

 

1

kat1

3

4

kat2

6

kat3

kat4

 


© 2004—2017 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.