О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками

English

Сегодня 19 августа 2018 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками

DOCPDFПечать

О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками

 

В основу процессов управления рисками в таможенной службе Российской Федерации положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (далее – СУР), основанная на распределении участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по трем категориям уровня риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от оценки вероятности нарушения ими таможенного законодательства с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля.

 1

Субъектно-ориентированная модель СУР позволяет одновременно решать сразу несколько важных задач, а именно:

- смещение акцента таможенного контроля на этап «после выпуска товаров», что обеспечивает снижение издержек законопослушных участников ВЭД при совершении таможенных операций;

- рациональное использование как кадровых, так и технических ресурсов и потенциала таможенных органов при проведении таможенного контроля;

- возможность сконцентрировать основные усилия при таможенном контроле на наиболее рисковых товарных партиях.

В настоящее время категорирование участников ВЭД осуществляется в отраслевой и автоматизированной форме.

 2

Отраслевое категорирование предусматривает проведение анализа информации для определения категории уровня риска в соответствии с приказами ФТС России[1], направленными на дифференцированное применение таможенного контроля в отношении промышленных предприятий, автопроизводителей, импортеров рыбной и мясной продукции, а также экспортеров продукции собственного производства.

Данные приказы ФТС России подразумевают заявительный характер и содержат подробную информацию о критериях, при соответствии которым обратившееся лицо относится к категории низкого уровня риска. Анализ соблюдения установленных критериев осуществляется на основании представленных участником ВЭД документов и сведений по инициативе самого участника ВЭД.

3

Для каждого отраслевого приказа количество критериев варьируется, некоторые из них индивидуальны для каждой из отраслей и для каждого приказа, но при этом существенная часть критериев является общей.

 4

По состоянию на 1 июля 2018 года в перечень лиц, отнесенных к категории низкого уровня риска по отраслевой форме, включено 390 организаций, на долю которых за 6 месяцев 2018 года пришлось порядка 11% деклараций на товары и 12% таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров.

Однако основное количество участников ВЭД низкого уровня риска определяется с использованием автоматизированной формы категорирования.

В рамках автоматизированного категорирования независимо от вида перемещаемых товаров осуществляется анализ информации о деятельности участников ВЭД в соответствии с Порядком автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, утвержденным приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Порядок автоматизированного риск-категорирования).

Порядок автоматизированного риск-категорирования предусматривает проведение анализа деятельности участников ВЭД за два календарных года, предшествующих месяцу его проведения, и определяет 35 критериев, характеризующих участника ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, в том числе: наличие товарооборота с оффшорными зонами, изменения динамики основных показателей таможенного декларирования, результаты проведенного таможенного контроля, привлечение к административной ответственности, уровень соблюдения валютного законодательства, экспортная ориентированность, результаты категорирования ФНС России.

Перечень критериев приведен в приложении к Порядку автоматизированного риск-категорирования.

Риск-категорирование осуществляется ежеквартально штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации.

В ходе проведения риск-категорирования по всем участникам ВЭД производится последовательный расчет значений каждого из критериев и на основе полученных значений определяется итоговая оценка деятельности участника ВЭД. На основе полученной итоговой оценки деятельности участника ВЭД проводится определение его категории уровня риска – низкий, средний или высокий.

 5

Категория высокого уровня риска присваивается участнику ВЭД при получении итоговой оценки деятельности, соответствующей значению, установленному для категории высокого уровня риска, или при выявлении одного из следующих критериев:

1) нахождение участника ВЭД в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным;

2) нахождение участника ВЭД в стадии ликвидации либо прекращения деятельности;

3) наличие у участника ВЭД неисполненной обязанности по уплате административного штрафа в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока добровольной уплаты административного штрафа согласно вступившему в силу постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному таможенным органом после 31 декабря 2008 года.

4) участник ВЭД является отправителем, получателем или декларантом товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.

Категория низкого уровня риска присваивается участнику ВЭД при одновременном выполнении следующих условий:

1) дата регистрации первой декларации на товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта, предшествует дате начала анализируемого периода либо шести месяцам до даты его окончания при условии, что в отношении участника ВЭД выявлен критерий – отнесение к низкому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России;

2) общее количество деклараций на товары с принятым решением о выпуске в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта в анализируемом периоде составляет не менее 100;

3) участник ВЭД является юридическим лицом;

4) итоговая оценка деятельности участника ВЭД соответствует значению, установленному для категории низкого уровня риска;

5) отсутствие на дату проведения риск-категорирования неисполненной участником ВЭД обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов в срок, превышающий 10 (десять) календарных дней с даты истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей;

6) не выявлены критерии, предусмотренные для отнесения участника ВЭД к категории высокого уровня риска.

Категория среднего уровня риска присваивается участнику ВЭД в случае, если участник ВЭД не отнесен к категории высокого или низкого уровня риска.

Весь процесс риск-категорирования полностью автоматизирован и проводится без участия должностных лиц таможенных органов.

 6

В результате проведенного риск-категорирования на III квартал 2018 года количество организаций низкого уровня риска составило 8 327, из которых 3 417 организаций осуществляли импортные операции, 1 400 – экспортные операции, 3 510 – импортно-экспортные операции. В Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства включено 4 206 организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска.

За 6 месяцев 2018 года на долю организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на III квартал 2018 года, пришлось около 60% товарных партий и 80% уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров.

К категории высокого уровня риска отнесено 10 540 участников ВЭД, к категории среднего уровня риска – 90 663 участника ВЭД.

Применение риск-категорирования в рамках СУР позволяет за счет распределения участников ВЭД по категориям уровня риска в общем процессе таможенного контроля обеспечить дифференцированное применение мер таможенного контроля для каждой категории в отдельности.

Снижение в отношении участников ВЭД, которые характеризуются низким уровнем риска, частоты применения мер таможенного контроля, перенося их на этап после выпуска товаров, способствует сокращению сроков совершения таможенных операций при таможенном декларировании товаров добросовестными участниками ВЭД и позволяет существенно снизить административное воздействие на указанную категорию организаций.


[1] Приказы ФТС России от 27.08.2015 № 1740, от 08.04.2016 № 706, от 11.04.2016 № 731, от 11.04.2016 № 732 и  от 11.04.2016 № 733.

 

© 2004—2018 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.